В разделе:
Последняя новостьНет войне. Любовь победит.
Make Love, Not War. Все новости
WebMoney-кошелек Оксаны Панкеевой:
Z765938819912
Дружественное:
| |
Интервью 3 Давно прошли те времена, когда женщина-фантаст считалась явлением исключительным. Классическими стали книги Урсулы Ле Гуин и Андрэ Нортон, Ольги Ларионовой и Энн Райс. Но и сейчас всякая фантастическая писательница вызывает уважение и восхищение — прежде всего потому, что играет на традиционно “мужском” поле. Сегодня, накануне Восьмого марта, мы собрали в нашей редакции сразу семь известных писательниц.
“Писать фэнтези веселее, чем любовные романы”
Как вы чувствуете себя в фантастике? Каково женщине быть писательницей?
Надежда Первухина: Пожалуй, так же нелегко, как быть женщиной-боксером, шпалоукладчицей или снайпером. В литературе, как и в любой другой опасной работе, нет никаких скидок на пол. Если заявляешь, что ты писательница — доказывай делом, стилем, талантом, а не цветом волос или объемом бюста. Поэтому писательнице-фантасту приходится биться за свое имя, популярность и вообще право на существование именно в литературной ипостаси наравне с мужчинами. Елена Хаецкая: Чувствую себя уютно. Я вообще воспринимаю сообщество писателей-фантастов как большую семью. Со всеми достоинствами и недостатками большой семьи, разумеется. Ольга Громыко: Довольно забавно, когда задают такие вопросы, словно это что-то необыкновенное. Писать ничуть не сложнее, чем мужчине. Даже легче: жена не пристает, чтобы шел кран чинить, полку приколачивать или в магазин за картошкой. А муж сам себе пельменей сварит, не впервой. А вот пробиться в издательство, пожалуй, труднее. Полагаю, из-за того, что фантастикой (особенно научной) увлекаются по большей части мужчины, и редакторы это учитывают. Далия Трускиновская: Я, если честно, уже никак не чувствую. Занимаюсь тем, что нравится, и не очень интересуюсь тем, что делают мои соседи. Если приходит в голову фантастический сюжет, пишу рассказ. Как ни странно, рассказов получается достаточно много. Оксана Панкеева: Очень даже весело. Во всяком случае, писать фэнтези намного веселее, чем, скажем, любовные романы. Яна Боцман: Очень комфортно. В писательском плане у меня мужская идентификация. Опять же, работа под мужским псевдонимом этому способствует... Наталья Точильникова: Как чувствую себя в фантастике? Вполне нормально. Не вижу в данном контексте никакой разницы между писателем-мужчиной и писателем-женщиной.
Елена Хаецкая | Известная санкт-петербургская писательница, автор книг “Меч и Радуга”, “Вавилонские хроники”, “Мракобес”. Одна из первых российских авторов фэнтези. Интервью с Еленой Хаецкой опубликовано в “МФ” №12 за 2004 год. |
Яна Боцман | Прекрасная половина харьковского дуэта, известного под именем Александр Зорич. Вместе с Дмитрием Гордевским — автор романов “Карл, герцог”, “Сезон оружия” и нашумевших “Завтра война” и “Без пощады”. Интервью с Александром Зоричем читайте в “МФ” №2 за 2005 год. Автор портрета писательницы — Сергей Рубан. |
“Разница не в пользу женской фантастики”
Каковы, на ваш взгляд, различия между “мужской” и “женской” фантастикой?
Яна Боцман: Фантастика, ориентированная на женщин, — она более уютная, что ли. Мужская — более жесткая, у мужчин толще кожа, чтобы достучаться до них, надо использовать тяжелую артиллерию. Елена Хаецкая: По-моему, женская и мужская фантастика различается исключительно потребителем. Кто что читает. А вообще литература, по-моему, вне рамок пола. Ольга Громыко: С моей точки зрения, хороший писатель должен быть “унисекс”, в книгах коего каждый может найти что-то свое. Мужчины — интересный сюжет и качественно прописанные бои, женщины — лав-стори и хэппи-энд. Разделите это — и получите искомые полюса. Далия Трускиновская: Разница не в пользу женской фантастики. Мужчины, извините за тавтологию, пишут о мужчинах, которые ведут себя как мужчины. Женщины же пытаются писать о женщинах, которые ведут себя как мужчины, что выглядит довольно комично. Надежда Первухина: “Мужская” фантастика агрессивна во всех смыслах этого слова; ее основная идея — вторжение в жизнь, ее исследование, изменение, борьба, познание. Это фантастика вопроса “Что делать?”. А “женская”, соответственно, — “Кто виноват?”, поскольку тут, на мой взгляд, размышлению, путешествию в глубины человеческих отношений придается больше значения, чем собственно действию. “Женская” фантастика — прежде всего фантастика чувств. Да, женщины тоже умеют писать жестко и проливать в своих книгах реки крови. Но, проливши эти реки крови, героиня “женской” фантастики все равно будет думать о домашнем очаге и колыбельной. Наталья Точильникова: Пожалуй, женщин в фантастике в первую очередь интересует философия и психология, а мужчинам интереснее приключения тела, что называется, “мочилово”. Но это, конечно, зависит от предпочтений конкретного автора и читателя. Среди представителей “сильного пола” встречаются мужчины настолько мудрые, что они способны подняться до уровня женщины и написать настоящую философскую фантастику. Оксана Панкеева: Этот вопрос уже множество раз обсуждался на различных сетевых форумах, и сказать по нему что-то новое вряд ли возможно. На мой взгляд, такое деление очень условно из-за неоднородности как мужчин, так и женщин. Сколько различий не называй, обязательно будут исключения.
Надежда Первухина | Тульская писательница работает в жанре юмористического фэнтези. Тысячи читателей знакомы с ее веселыми историями “Имя для ведьмы”, “Проснуться живым”, “Курортная зона”. А одна из поклонниц даже назвала Надежду Первухину “самой сексуальной писательницей издательства “Альфа-книга”. |
Далия Трускиновская | Дебютировала в фантастике в 1985 году. Известна романами “Шайтан-звезда”, “Аметистовый блин”, сборниками “Люс-А-Гард” и “Королевская кровь”. В последнее время пишет “нестандартную” фантастику. Живет в Риге. |
“Каждая женщина — тайна”
Женские персонажи в фантастике — какие они?
Елена Хаецкая: Женские персонажи в фантастике, на мой взгляд, вообще ущербны. Фантасты используют для их описания стандартные ходы. А между тем каждая женщина — тайна, загадка, иногда маленькая, но всегда неожиданная. И женщины, и мужчины обычно одинаково плохо описывают персонажей-женщин. Бывают, разумеется, исключения. Случается, что автор нащупает удачный образ, как Ольга Ларионова или Урсула Ле Гуин. А вот у Толкина, например, женские образы удивительно блеклые. Фантастика — литература жанровая, она передает образы через действие, а женщина в действии ущербна. Здесь набор женских ролей ограничен. Это или ведьма, или “роковая женщина” а-ля Миледи, или травести, женщина, выдающая себя за мужчину. Чтобы подать женщину правильно, надо построить вокруг нее хрупкую оболочку. Когда все вокруг летают и стреляют, отслеживать тонкие эмоциональные движения непросто. Я честно работаю в жанровых рамках и не пытаюсь их взламывать. Задано нарисовать образ прекрасной принцессы — я рисую прекрасную принцессу. Хотя хорошим тоном сейчас считается, допустим, переодеть ее мальчиком и отправить в странствие. Зачем, спрашивается? Пусть девочки будут девочками, а мальчики мальчиками... Далия Трускиновская: Я заметила, что когда пишу научную фантастику, женские образы у меня получаются достаточно плоскими. Обтесывать женщин под требования НФ мне не хочется, НФ — это мужские игры. Мне интереснее разворачивать женские образы в исторических и фэнтезийных произведениях. Яна Боцман: С космической фантастикой сложнее всего. Главная героиня-женщина для меня в произведении такого жанра непредставима. Женщину труднее свести до набора функций. С женщинами сложно, у них есть тонкие чувства, эмоции, которые управляют всей их жизнью. В фэнтези чуть проще. Женщин-героинь мы с Митей очень любим, поэтому стараемся выписать их как можно качественнее. Хотя сложностей много, о них я могу рассказать целую сагу. Оксана Панкеева: Женские персонажи в фантастике такие же, как и в жизни. Все они разные, но все они женщины. Наталья Точильникова: У меня практически нет героев-женщин. Если писать о женщине, неизбежно придется вводить любовную, романтическую линию, а это у меня не очень получается. Нет, в своих произведениях я могу пока представить женщину только среди второстепенных героев, как в “Людях огня”. А вообще я не понимаю, почему женщина должна занимать какое-то особое место в литературе, отличное от мужского. Надежда Первухина: Можно ввести целую классификацию женских персонажей в фантастике. Тип первый: “Боевая подруга”. Распространен практически повсеместно. Роль сводится к тому, чтобы в выгодном свете показать главного героя и, если надо, принять на себя роковой удар. Владеет всеми мыслимыми искусствами боя и всеми видами оружия, легко управляется с танками, вертолетами и даже может читать топографические карты. Не обременена семьей, хозяйством, детьми. Темперамент вулканический. Из одежды предпочитает бронелифчик, кожаный килт и сапоги с острыми каблуками. Тип второй: “Королева”. Ведет происхождение от Иезавели, Клеопатры и Мессалины. Населяет миры фэнтези, занимается придворными интригами, травит любовников и под корсажем носит толедский кинжал. Детей если и рожает, то мимоходом, тут же после родов бросаясь в водоворот дворцовых страстей. Обычно заканчивает тем, что ее сбрасывают с главной башни дворца. Тип третий: “Леди Тьмы”. Сущая радость для поклонников неоготики. Может быть вампиршей, оборотнихой, неупокоенным призраком и зомби-каннибалом. В роман вводится для того, чтоб хорошенько повеселить читателя описанием погони кровавой леди за положительным главным героем. Иногда автора пробивает на жалость, и тогда в свет выходят исповеди покаявшихся вампирш и подымательниц мертвецов. В них леди Тьмы сильно жалуются на неудавшуюся личную жизнь и отсутствие большой и чистой любви. Тип четвертый: “Просто ведьма”. Действительно, просто ведьма во всей своей профессиональной красе. Собственно, любой роман о судьбе ведьмы — это роман на производственную тему. Если в роман вводится опытная, толковая ведьма — успех обеспечен. Тип пятый: “Харизматическая личность”. Это разряд возвышенных, добродетельных дам, одаренных силой ясновидения и талантом посылать на смертный бой сотни людей. Занимаются в основном тем, что благословляют на подвиги и вручают главному герою полезные артефакты. Естественно, ни семьи, ни хозяйства — это харизматической личности не к лицу... Ольга Громыко: Если автор — женщина, то непомерно крутые. Хрупкие, ранимые, нуждающиеся в надежном мужском плече, но внешне непробиваемые и неубиваемые. Как и в жизни. :) Если автор — мужчина, то в зависимости от его настроения. Красивые, умные, глупые, опасные, подлые, вредные, спасаемые из драконьих логов, бурных речек, разбойничьих лап и т. д. И, разумеется, ничего без вышеупомянутого плеча не могущие.
Ольга Громыко | Белорусская писательница, автор “ведьмовского цикла” (“Профессия — ведьма”, “Ведьма-хранительница”, “Ведьмины байки”, “Верховная ведьма”), целого ряда рассказов и занимательного “живого журнала”. |
Оксана Панкеева | Автор цикла “легкого фэнтези” (“Пересекая границы”, “О пользе проклятий”, “Поспорить с судьбой”, “Люди и призраки”), который обещает разрастись до восьми томов. Живет в украинском городе Никополе. |
“Мужчины любят женщин, которые любят фантастику”
Что вы хотели бы пожелать нашему журналу и его читательницам?
Елена Хаецкая: Чтоб побольше “тургеневских барышень” было и среди героинь фантастики, и среди ее читателей. Мне не нравятся одноглазые женщины в военной форме, даже если они появляются в замечательном фильме. Повторю еще раз: пусть женщины будут женщинами, а мужчины мужчинами. Далия Трускиновская: Более строго относиться к фантастике в кино. Российская кинофантастика сейчас идет по пути, пройденному голливудским фантастическим кинематографом; надо очень строго следить, чтобы не получилось посредственной кальки. За литературным качеством текстов есть кому присмотреть. А режиссеры берут то, что укладывается в голливудский стандарт, и надо постараться, чтобы вслед за дурной американской фантастикой на наших экранах не появилась аналогичная отечественная ахинея. Оксана Панкеева: Счастья, любви, неиссякаемого оптимизма и много книжек, хороших и разных! Яна Боцман: По моим наблюдениям, мужчины очень любят женщин, которые любят фантастику. Желаю девушкам читать побольше фантастики, чтобы лучше понимать мужчин. Ольга Громыко: Хорошего настроения! Остальное приложится. Или покажется неважным. :) Надежда Первухина: Будьте терпеливы, когда покажется, что терпение кончилось. Будьте гибки, когда покажется, что вас сломали. Будьте счастливы, когда покажется, что счастье — это всего лишь сказочка для простаков. А еще — не бойтесь создать свой собственный мир. Создайте его, научитесь любить — и делайте, что хотите! Наталья Точильникова: Ну, а я в преддверие 8 марта могу пожелать вашему журналу только одно: печатайте больше женщин!
Наталья Точильникова | Толкинистка и ролевик с пятнадцатилетним стажем, печатается с 1995 года. Несмотря на то, что рассказы подписывает собственным именем, свой первый роман — “Люди огня” — выпустила под псевдонимом Олег Волховский. |
Редакции “Мира фантастики” остается только присоединиться к поздравлениям наших очаровательных гостий и пожелать: Писательницам — новых интересных сюжетов и образов, Читательницам — неустанно опровергать мнение о том, что фантастика — для мужчин, И всем любителям фантастики — хороших книг, фильмов, игр; а также счастья, радости и любви.
С Восьмым марта! | | < /> |